4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах (Средние специальные учебные заведения). Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2020).
Профессиональное обучение и подготовка по ряду профессий может вестись только на базе среднего (полного) общего образования. Прием в образовательные учреждения (начального) профессионального образования, как правило, не предусматривает сдачу вступительных экзаменов.
При использовании материалов архива рекомендуем самостоятельно проверять актуальность ответов в соответствии с действующим законодательством.
Образовательные программы этих учебных заведений направлены на освоение профессиональной квалификации и в основном охватывают предметы профессиональной подготовки. В среднем он составляет порядка 5 лет, но может варьироваться. Как известно, 3 августа 2012 года в Государственную Думу был внесен законопроект «Об образовании в Российской Федерации».
Наталья Владимировна, новым законопроектом предлагаются уровни образования выставить в единую цепочку: дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Я считаю это совершенно оправданным шагом, потому что качество выпускников уровня начального профессионального образования уже не удовлетворяет потребности экономики.
Поэтому требования к уровню начального профессионального образования невероятно повысились. И наконец, хочу сказать об уровне высшего образования. Но по смыслу Конституции РФ высшее образование, по сути, не может являться чем-то иным, кроме как профессиональным. В Российской Федерации нет достаточно средств на государственную поддержку образования? Третьяк Н.В.: Законодательство РФ относит уровень бакалавриата к полноценному высшему образованию.
Я не готова ответить, перейдет ли система на возможность получения этого уровня образования в учреждениях среднего профессионального образования. Третьяк Н.В.: Типология, видология образовательных учреждений, используемая в действующем Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» всегда была предметом острой критики.
Но в любом случае в данном контексте нового законопроекта это название не будет содержать указание на уровень и качество реализуемых образовательных программ. При этом расширяются возможности граждан в получении бесплатного образования в данных учреждениях через различные финансовые механизмы. Будет ли среднее образование по-прежнему бесплатным, или в нем появятся программы, дисциплины платного характера? Третьяк Н.В.: Меня поражает, что появился миф о платности общего образования.
Напомню, что в этом году завершена работа по разработке стандартов общего образования – принят федеральный государственный обязательный стандарт третьей ступени общего образования. То есть было 36 бесплатных часов, а теперь 37. Я не знаю, откуда появляются эти мифы. В любом случае общее образование остается и будет бесплатным. Многие эксперты полагают, что относительно воспитательного аспекта образования в законе совершенно ничего не говорится.
Новый закон об образовании, новые федеральные стандарты, наоборот, делают упор на воспитательный аспект деятельности образовательных учреждений. Я напомню, что действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят практически 20 лет назад, то есть в другой стране, при иных социально-экономических условиях. Он обеспечил переход системы образования на работу в новых социально-экономических условиях.
При этом новый закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет все социальные гарантии, которые были предусмотрены предыдущим законом, сохраняет все очевидные преимущества. Кстати, и родителям в законопроекте уделено большое внимание, так как в действующем законе родители, к сожалению, были забыты. В чем отличия статуса педагога, прописанного в новом проекте закона «Об образовании» от общепринятого, сформировавшегося в современном обществе?
Третьяк Н.В.: Уважаемые коллеги, закон об образовании не может задать параметры и объемы денежного вознаграждения, он задает принципы. Я считаю, что сделан огромный шаг вперед по изменению системы льготирования при получении высшего профессионального образования.
Я считаю, что это должно повысить качество образования. Законопроектом, в отличие от действующей версии, предусматривается введение стандартов такого уровня образования, как дошкольное. Это обусловлено тем, что дошкольное образование становится частью общего образования.
Вопрос: Журнал «Профессиональное образование». Новый закон не предусматривает наличие начального профессионального образования. Каким образом будут получать образование и практику будущие столяры, токари, плотники? Третьяк Н.В.: Как я уже говорила, уровень начального профессионального образования отдельно в законе не прописан. Безусловно, введение начального профессионального образования в систему среднего профессионального никак не может негативно сказаться на организации учебной практики.
Третьяк Н.В.: Вы ошибаетесь, я могу привести прекрасные примеры участия бизнеса в системе образования. Вопрос: В Москве среднее образование – это чаще всего колледжи, в регионах начальное профессиональное образование – училища. Хотя может возникнуть ситуация, что на то или иное учреждение будет повышенный спрос. В рамках таких учреждений допускается проведение дополнительного профессионального отбора.
Ответы на вопросы
Надеемся, что российское образование за счет нового законопроекта будет только лучше, станет более престижным и конкурентоспобным. Заключаемый договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг в области высшего профессионального образования.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) исполнение договора осуществляется по цене, установленной соглашением сторон. Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств. Нашел проект закона об образовании, в котором сказано, что лицензия выдается организациям и ИП. Если закон примут в таком виде, то все репетиторы обязаны получить лицензию или окажутся вне закона?
В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. Работаю в студенческой поликлинике. Заключаю в т.ч. договоры с уч. заведениями — часто учащиеся совсем не обращают внимание на их полное наименование. Среднее-специальное или профессионашльное — это после 8-9 класса ПТУ (проф.тех.училище), т.е. доучивание до 10-11 классов общеобразовательных предметов+проф.ориентация.
А просто среднее образование — это школа.. Третьяк Н.В.: Хороший вопрос. При приеме на работу профессиональная подготовка обладателей данных дипломов признается в соответствии с указанными в них направлением подготовки (специальностью) и квалификацией. Я получаю высшее образование на договорной основе. Закон много уделяет внимания и потребителям образовательных услуг в области профессионального образования, работодателям.