Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей.
Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. Последствиями падений могут быть ушибы, переломы костей и серьезные травмы головы.
В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах. Разбитое стекло может стать причиной порезов, заражения и потери крови. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для воспитанников местах.
Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту.
Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные их участки представляют особую опасность. Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Профилактика травматизма у детей в дошкольных учреждениях* [* Опубликован в Бюллетене Гособразования СССР, № 5, 6. 1990. В приложении приводятся извлечения из документа.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров. На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления.
V. Требования к организации и проведению занятий с детьми
В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы.
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы.
Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.
Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе.
После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами.
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.