Парамонов Владимир, Строков Алексей Энергетические интересы и энергетическая политика Китая в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. Запада доминировать в мировой экономике и политике. При этом, ведущая роль в этой тенденции принадлежит России, как стране с высоким энергетическим и экспортным потенциалом.
Наибольшее значение в этой группе стран, с точки зрения российских национальных интересов, имеет Казахстан. В марте 1994 г. было подписано соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур». Президенты России и Казахстана 6 июля 1998 г. подписали также Декларацию о вечной дружбе, партнерстве и союзничестве, ориентированную в XXI столетие. Кроме прочего, провозглашенные цели социально-экономического и технологического развития Казахстана и России совпадают.

Текст научной работына тему «Энергетическая политика и энергетические проекты в Центральной Евразии». Научная статья по специальности
«Экономика и экономические науки»
Безусловно, интересы России и Казахстана совпадают не во всем, определенные различия в подходах к тем или иным проблемам возможны. В большинстве интеграционных процессов внутри СНГ, прежде всего в ОДКБ и ЕврАзЭс, принимают участие еще два государства Центральной Азии — Киргизия и Таджикистан.

Страна располагает большим количеством трудовых ресурсов, и она стала их экспортером в другие государства СНГ, прежде всего в Россию. Таджикистан нуждается в иностранной помощи. Но если сначала основным источником помощи была Россия, то затем появились альтернативные источники в лице государств «дальнего зарубежья» и международных организаций. В начале 90-х годов XX в. при президенте А. Акаеве был взят курс на либерализацию не только политической, но и экономической системы Киргизии.
Власти стремились привести в страну иностранные инвестиции, проводили политику широкомасштабной приватизации. Углубляющийся внутренний кризис привел к тому, что в Киргизии произошла одна из «цветных революций» — так называемая «тюльпановая». В 2005 г. президент А. Акаев был свергнут и власть перешла к лидеру тогдашней оппозиции К. Бакиеву.

Аннотация научной статьипо экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Томберг Игорь
В экономике в первые годы после распада СССР Узбекистан добился самообеспечения продовольствием и энергоресурсами. Одновременно Узбекистан отказался от участия в ЕврАзЭс. Хотя в 1992 г. Узбекистан подписал Договор о коллективной безопасности, впоследствии эта страна отказалась его продлевать.

Там предпочитали не замечать авторитарного характера политического режима и нарушения прав человека в Узбекистане. Со стороны внутриполитическое положение в Узбекистане представлялось и представляется стабильным.

Все это так или иначе нашло выражение в событиях, происшедших в 2005 г. в городе Андижане. Правда, в 2009 г. членство Узбекистана в ЕврАзЭс было приостановлено. Хотя Туркмения была среди государств—учредителей СНГ, в дальнейшем ее участие в деятельности данной структуры становилось все менее и менее активным.
В Туркмении был введен особый календарь, упразднены многие общественные институты, созданные в годы советской власти. В сложном положении оказалось русскоязычное население республики. Постепенно нужда в них отпала, и соглашение о двойном гражданстве было расторгнуто. Однако проблема русскоязычного населения не занимала заметного места в отношениях Российской Федерации с Туркменией.
Поэтому вопросы цены на газ и его транзит были важны как для Туркмении, так и для России. Стала меняться и туркменская внешняя политика, в частности, активизировались российско-туркменские отношения.
На протяжении тысячелетий энергетика не играла существенной роли в международных отношениях и в мировой политике
Наиболее близким партнером России в Закавказье является Армения. Хотя эта страна и не участвует во всех интеграционных проектах, но сохраняет прочные связи с Российской Федерацией. Армения весьма заинтересована в России как гаранте безопасности и поэтому является главным военно-политическим союзником России в Кавказском регионе. Историческим фактом является геноцид армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. Именно Россия для армян была гарантом их существования.

Основную угрозу для безопасности страны армянская элита и население видели в Турции. При посредничестве Российской Федерации, действовавшей как самостоятельно, так и в рамках Минской группы ОБСЕ, вооруженные столкновения удалось остановить. Несмотря на эти проблемы, двусторонние отношения между Россией и Азербайджаном развиваются. При активном участии России вооруженное насилие в обеих конфликтных зонах было прекращено, а сами конфликты оказались на длительное время замороженными.
Это требует коллективного лидерства ведущих государств мира. Оно должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях
Более того, в конечном счете, она неизбежна. Топливно-энергетический комплекс России и стран Центральной Азии имеет определенную взаимосвязь: кооперацию, совместные проекты, транзитные схемы экспорта углеводородов.
Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз вводят санкции в отношении России. В отношениях с Азербайджаном у России есть проблемы. В связи с этим были ограничены связи с Россией и другими странами СНГ в информационной, образовательной и культурной сферах. Нарушение этих связей повлечет за собой значительное снижение экономической эффективности не только в топливно-энергетическом комплексе стран, но и в регионе.