Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Методика обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения»
Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы; броскам и ловле мяча; броскам малого мяча в цель, на заданное расстояние.
Изучение техники метания малого мяча как более сложного упражнения рекомендуется проводить на 10 уроках, выделяя для этого по 15—18 мин. в каждом. 1—2 — подняться вверх-вперед, прогибаясь в позвоночнике, до полного выпрямления ног и рук (рис. 2). Выполнять 6—12 раз, увеличивая дозировку на последующих уроках.
1. Подскоки на двух ногах со сменой положения рук (на пояс, в стороны, к плечам, вверх и пр.), разнообразя задания. 3. Ходьба и бег в различном темпе с изменением направления движения по различным сигналам.
4. Бег с ускорением на 15—20 м из различных исходных положений: сидя, лежа на животе и на спине. Повторять 3—4 раза в-начале групповым методом (по 6—-8 человек), затем игровым — «Кто быстрее». 4. Метание набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы партнеру, из исходного положения сед ноги скрестно. Выполнять по 6—10 раз с акцентом на ускоренную работу руками вверху (почти над головой), увеличивая расстояние между шеренгами от 5 до 8 м (прибавляя по 0,5— 1,0 м в последующих уроках).
Бросок выполняется за счет руки с акцентом на хлестообразное движение кисти, не опуская локоть вниз и не отводя его в сторону. 5. Броски на точность попадания в цель с оценкой: 3 попадания — «5», 2 — «4», 1 — «3». Проводить на 5-м уроке как соревнования среди мальчиков и девочек, предоставляя каждому по 3 попытки.
Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Методика обучения младших школьников метанию малого мяча на основе целостности техники метательного движения»
Обучение метанию в начальных классах предусматривает разнообразные упражнения и игры с малыми, средними и большими надувными и набивными мячами. Особое место среди них занимают упражнения в метании, бросках и ловле малого мяча, систематизированные в порядке возрастающей трудности.
Упражнения для метания малого мяча с места в горизонтальную цель шириной 2 м с расстояния 10—15 м
Кроме того, уже в начальных классах необходимо вести и направленное обучение метательным движениям. Обучение метанию малого мяча начинается с 1-го класса. Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей – это позволяет правильно выполнить бросок.
Примерные упражнения на развитие и совершенствование координации (двигательной ловкости) и быстроты движений.
Броски мяча из-за головы энергичным движением рук и с наклоном туловища вперед. И.п. – ученик стоит в стойке ноги врозь, левая нога впереди правой, правая – на передней части стопы, лицом к мишени. Мяч в правой, несколько согнутой руке, кисть на уровне лица, левая рука направлена вперед-вниз.
Сделав 3–4 удачных броска, поймать мяч, выполнить шаг назад и продолжать выполнение упражнения. Упражнения в метании больших и малых мячей не требуют от шестилетних учеников больших физических усилий. Учеников следует научить метанию большого и малого мячей из фронтальной стойки, стоя лицом по направлению броска. Это ощутимо сказывается на результатах выполнения упражнений в метаниях. Это позволит учителю при распределении учебных заданий регулировать размер мячей по объему, весу, расстояние между партнерами при работе с мячом в парах, расстояние до мишеней и их размер.
Примерные упражнения на развитие подвижности в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника.
Учащимся надо усвоить правильное исходное положение при метании, сам процесс метания и положение, в котором должен находиться ребенок после выпуска снаряда. При выполнении бросков двумя и одной руками из-за головы основное внимание следует уделять напряжению мышц плеча, выполнению движений рук вперед и вращению предплечья в локтевом суставе. Упражнения выполняют из положения стоя лицом по направлению метания, левая нога впереди, правая на передней части стопы, руки с мячом вверху на уровне головы.
10. И.п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, держа мяч двумя руками над головой. При выполнении замаха – отведении мяча назад – ноги немного согнуть, туловище наклонить назад. Метание начинается с выпрямления ног и движения верхней частью туловища вперед.
12. Броски в горизонтальную, затем вертикальную цель большого надувного, волейбольного или баскетбольного мяча: двумя руками снизу, из-за головы, от груди; одной рукой снизу, из-за головы. По сигналу первый игрок ударом мяча в пол посылает его в круг броском двумя руками снизу или из-за головы и быстро встает в конец колонны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ансимова, Злата Юрьевна, 2004 год
Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и встает сзади своей колонны, и т.д. Метание малого мяча с разбега относится к циклическо-ациклической группе скоростно-силовых упражнений. Задача этой фазы состоит в отведении снаряда для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением.
Поурочный материал
В спортивной практике используются различные варианты отведения снаряда при выполнении бросковых шагов («прямо-назад», «дугой вперед-вниз-назад», «дугой вверх-назад» и другие). Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямляется.
Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд. Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений.
В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием. Техника броскового движения этих упражнений подобна технике финальной фазы, выполняемой при метании мяча с разбега.
Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед. 3. Обучение верхней передаче мяча двумя руками. На уроках при выполнении упражнений с мячами надо широко использовать подвижные игры, включая различные эстафеты с мячами и метаниями, игровые задания и микросоревнования.