Так ли плох был Домострой

И Домострой тут совсем ни при чем. В Домострое-то это как раз и порицается. Пребывай в умилении к Богу и с людьми будь приветлив». Удивительно, как люди усматривают в этой книге жестокость. Домострой содержит в себе и «Лечебник из многих мудрецов. Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем.

Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты. При входе в помещение рекомендуется снять шапку, «носъ высмаръкати», грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться.

Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. В каждом доме следует иметь иконы («честныя образы»), перед которыми во время молитв возжигаются свечи. Пыль необходимо «чистым крылышкомъ омѣтати и мяхкою губою вытирати», чтобы дом был в чистоте.

Так ли плох был Домострой

Жить рекомендуется по средствам, имея запасы — съестные в погребе, а инвентарь (метлы и лопаты) и прочее (мыло) в амбаре. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель «лютою смертью от гражданской казни».

Одежду (кафтаны, сарафаны, терлики, шубы) следует держать в чистоте, при необходимости высушивать, чистить и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте («чистенько и беленко») и скатерть, убрусы, платки («ширинки»), полотенца и постели. Быть может, мы просто как-то не так их любим? И эта любовь наша на поверку оказывается не любовью вовсе, а чем-то еще, что нам просто очень хотелось бы считать любовью?

Сторонник либерального мировидения скажет о нем: «Энциклопедия разнузданной жестокости в семейной жизни! Свидетельство варварства и умопомрачительной грубости нравов в этой стране! Рациональное домостроительство в нашей стране. Программа воспитания и утверждения семейной гармонии в рамках правильной иерархии. Между тем книга — не о том. Даже в самой малой мере она не писалась как руководство по избиению домашних. Эти ограничения могут в наши дни показаться мелочью, незначительной коррекцией громадного явления.

КАК ДЕТЕЙ СВОИХ ВОСПИТАТЬ В ПОУЧЕНИИ И СТРАХЕ БОЖЬЕМ

В сущности, главными деятелями этого быта являются три фигуры. Во-первых, крестьянин, который молится то Богородице, а то каким-нибудь древним идолам в лесу, привычен к скотине и тяжелой работе, а вот галантному обхождению нимало не обучен. К какому семейному психоаналитику их отправить на исправительный курс? За совет по семейному укладу в чужом доме, думается, можно было запросто получить затрещину, а то и что-нибудь похуже.

Его продолжали переписывать и в XVIII веке, когда Россия познакомилась с воспитательными модами Европы. В первую очередь аристократа, дворянина, но также и купца или «выбившегося в люди» посадского ремесленника.

Домострой» возник не в один день, благодаря усилию талантливого писателя и публициста. С этой точки зрения «Домострой» — действительно энциклопедия: сумма бытововых стратегий и нравственных образцов, накопленных к середине XVI века православной цивилизацией. Этическое ядро «Домостроя» — христианское соединение веры, закона и любви. Законом обеспечивается порядок в доме, лад в делах, устойчивость в отношениях между людьми.

Воспитание по «Домострою» — это прежде всего воспитание в христианском духе, а вовсе не в духе палочной дисциплины. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь. Главный «рецепт» домашнего лада здесь состоит вовсе не в том, чтобы кого-нибудь хорошенько отдубасить и тем запечатлеть в его памяти картину правильного поведения.

Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери». Ну а как же битьё? Разве нет его в «Домострое»? Автор «Домостроя» ясно говорит: порку приходится применять в качестве крайней меры, за очевидную вину и лишь тогда, когда прочие способы воспитательного воздействия исчерпаны. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Страсть, вкладываемая в удары плеткой, губит душу того, кто эту плетку держит. Забота о детях вменяется родителям в обязанность. Домострой» вообще требует от старшего в семье постоянно думать о добром ведении хозяйства, о тепле, уюте и довольстве для жены, детей и слуг. Но такова лишь часть его семейных обязанностей.

А ее создали в середине 1680-х! Наконец, в-третьих, сказано: семья — «малая Церковь». По сравнению с порядками, там описанными, Домострой намного мягче. Домострой для того времени действительно очень гуманно относится к домочадцам и слугам. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях.

В Домострое нарисована картина русской жизни и семейного быта, кодекс норм поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей, хозяев и слуг, и всех их вместе к Богу и властям. По Домострою государство, Церковь и семья связаны неразрывно. Владыка дома, государь в своем «семейном государстве», призван думать «не об одном себе», а обо всех членах. Кол.3.20) Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Домострой содержит многочисленные наставления о том, как государю и государыне вести хозяйство. Через хозяйственные предписания поступают деловые и житейские советы, характеризующие личностные ориентиры в обществе того времени. Оно было связано с рынком в экономическом отношении, а в плане человеческих взаимоотношений – с соседями. Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность.

КАК ДОМ СВОЙ ЛУЧШЕ УСТРОИТЬ. КАК ПОРЯДОК В ИЗБЕ НАВЕСТИ ХОРОШО И ЧИСТО

Идеалы Домостроя на долгие годы оказывали влияния на традиционную семью в России. Не менее важному уделялась и религия, благодаря которой в семье сохранялось духовное равновесия, спокойствие “домочадцев” и стремление к чему-то светлому. Многое в воспитании ребёнка в семье так же зависело от его “врождённых” способностей, увлечений. Многое из того, что было перечислено, довольно ясно показало насколько изменялось вся структура, которая была построена на понятии “Домострой” и как относилось к этому древнерусское общество.

Заметим, что в разное время в обществе не однозначно относились к «Домострою». А что если взглянуть на это уникальное явление человеческой мысли как на творение, сохранившее в основе своей немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества. Думается, к числу таких творений можно отнести и «Домострой». Не потеряли ли мы нечто очень важное, объявив его в одночасье вредоносным? С него спрос общества за благополучие и здоровье семьи. Разве это не современно?

Строгость была и глубокое уважение к старшим не только в своем доме, но и за его стенами. Почему эти, столь любимые нами, дети, вырастая, так трудно находят свой путь в жизни, а порой — и вовсе с этого пути сбиваются? А она требует содержать детей в телесной и духовной чистоте. Это характерно для всего Средневековья, когда детей с пеленок воспитывали в спартанском духе, и взгляд на ребенка был, как на маленького взрослого. Но есть и другая сторона нашей нынешней жизни, не менее разъедающая детские души, причем повинны в ее существовании подчас любящие своих детей родители.