Словарь древнегреческой культуры

В переводе с древнегреческого akropolis — «верхний город». V век до н. э. Кратер — сосуд с широкой горловиной, двумя ручками по бокам и ножкой. Флора (Flora) — древнеримская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. ФЛОРАв Современном толковом словаре, БСЭ:в римской мифологии богиня цветов и весеннего цветения.

Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis). По преданию, Тит Таций поставил ей в Римеалтарь; кроме того, существовал особый фламин, ведавший её культом (flamen Floralis), и ей приносили жертвы арвальские братья. Если древнейшие списки празднеств не заключают упоминания о празднике в честь Флоры, то это объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным (feriae conceptivae).

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова ФЛОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

В римской мифологии Флора отождествляется с греческой богиней цветов Хлоридой. Flora – богиня цветов в древнеримской мифологии) (книжн.). ФЛОРАв Толковом словаре Ефремовой:флора ж. 1) а) Растительный мир, все виды растений, свойственные какой-л. Таким агоном является, например, спор поэтов Эсхила и Еврипида в загробном мире в комедии Аристофана «Лягушки». В классических Афинах агон был важной составной частью не только театрального состязания, но и дебатов об устройстве мироздания, происходивших в философ­ских школах.

Кроме того, афинская агора была украшена статуями богов и героев (из людей первыми этой чести были удостоены Гармодий и Аристогитон). В древнегреческой пьесе реплики распределялись между тремя или двумя актерами. В них, помимо актеров, входили музыканты, костюмеры, изготовители масок и танцоры. Греческое слово актер (hypokrites) в новых европейских языках приобрело значение «лицемер» (например, английское hypocrite).

Главных олимпийских богов было двенадцать, но их список в разных частях греческого мира мог отличаться. Был также греческий глагол с тем же корнем — bakkheuo, «вакханствовать», то есть участвовать в Дионисовых таинствах.

Затем камнями стали обозначать также границы и дороги: в исторические времена гермы прежде всего служили путевыми и межевыми знаками. Римляне, копировавшие греческие портретные статуи, имели обыкновение превращать некоторые из них в гермы, которыми украшали свои сады и библиотеки.

Герои — центральные фигуры греческой мифологии и литературы, в первую очередь «Илиады» и «Одиссеи» — великих эпических поэм Гомера. Мы гораздо лучше знаем, каким образом герои функционируют в греческой литературе и мифологии, и гораздо хуже знакомы с их культовыми и ритуальными функциями. Культ Геракла был государственным сразу в нескольких полисах.

Второе значение слова «гибрис» зафиксировано в юридической практике. Но довольно скоро гимнасии превратились в настоящие учебные центры, где физическое воспитание сочеталось с образованием и интеллектуальным общением. Постепенно некоторые из гимнасиев (особенно в Афинах под влиянием философских школ Платона, Аристотеля, Антисфена и других) стали, по сути, прообразами университетов.

Проблема авторства «Илиады» и «Одиссеи» получила название гомеровского вопроса, а последователей Вольфа, стремившихся выделить в этих поэмах разнородные элементы, назвали аналитиками. Эпоха умозрительных теорий о Гомере закончилась в 1930-е годы, когда американский филолог Милмэн Пэрри организовал экспедицию, чтобы сравнить «Илиаду» и «Одиссею» с эпосом боснийских сказителей.

На гомеровском диалекте, наоборот, никогда не говорили: это был искусственный язык эпических сказителей, соединявший в себе черты сразу нескольких региональных вариантов греческого. Демом в Древней Греции назывался территориальный округ, а иногда и обитавшие там жители. Именно по демам велись и хранились списки афинских граждан, присутствие в которых считалось юридическим доказательством гражданского состояния.

Тем не менее оно сохранило — в частности, у Платона и Аристотеля — некоторые метафизические коннотации

Дионисии — это афинский государственный праздник в честь бога Диониса. До тирана Писистрата (около 602–527 годов до н. э.) он праздновался в Афинах, но не очень пышно и централизованно: обычно каждый дем устраивал свой локальный праздник.

В некоторых из них описана и система нотации (которой владел лишь узкий круг профессионалов)

В центре города, рядом с Акрополем, было построено святилище Диониса Элевферия, к которому прилегал театр Диониса. Ритуал начинался с того, что процессия, сопровождав­шаяся музыкой, вела животное, украшенное гирляндами и лентами, от дома жертвователя в храм бога, которому обещана жертва.

Элевсинские мистерии были невероятно популярны среди греков и привлекали в Афины многочисленных желающих посвятиться

Кровь собирали в специальный сосуд и выливали на алтарь. В классической Греции калокагатия стала одновременно этическим, эстетическим, социально-политическим, философским и педагогическим идеалом. О содержании этого понятия рассуждали Сократ, Ксенофонт, Платон и Аристотель, а впоследствии оно повлияло на формирование идеала гармонично развитой личности в культуре Нового времени.

Этот термин происходит от греческого глагола kathairo («очищать») и является одним из самых важных, но в то же время спорных и трудных для понимания терминов аристотелевской эстетики. Кроме того, Бернайс нашел у Аристотеля еще одно упоминание катарсиса — в «Политике».

Оболы могли чеканить из меди и бронзы, в классических Афинах они были серебряными. Когда же он завладел ею , с ее губ посыпались цветы и она превратилась во Флору. В Древнем Риме Флоре был посвящен праздник — флоралии. С XVI века в Европе гермы стали видом декоративной и парковой скульптуры.