РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

До этого момента из Ленинграда было вывезено речным транспортом 70 тыс. т грузов и 24 тыс. ленинградцев, всеми же видами транспорта было эвакуировано 489 тыс. человек. В обратном направлении по ледовой дороге было вывезено 10 тыс. т грузов. Дорога жизни стала спасением для блокадников: по льду Ладожского озера удалось вывезти больше 500 тысяч человек, доставлять в город продукты и топливо.

В результате неудачного для СССР начала войны и последующих боёв войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили защищающие Ленинград советские войска. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог полностью удовлетворить потребности в перевозках. В мирное время основное транспортное сообщение Ленинграда с остальной страной происходило железнодорожным транспортом и внутренним водным.

До падения 8 сентября Шлиссельбурга в него пришло 7 барж, доставивших 1160 т продовольствия и 1276 т боеприпасов, в обратном направлении эвакуировалось население. Ситуация с продовольствием в городе выглядела следующим образом. О необходимости начала работ на Ладожском побережье было сказано в постановлении ГКО от 30 августа 1941 года. В сентябре Северо-Западное речное пароходство имело на Волхове и Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж. Грузы в Ленинград направлялись следующим маршрутом.

Первые баржи с грузом стали приходить в Осиновец, начиная с 12 сентября. При перевозках грузов некоторое количество барж было потеряно в результате действия ладожских штормов. 17 и 18 сентября затонули баржи, перевозившие людей: одна — с 520 военнослужащими, направлявшимися в Ленинград, 300 из них спасли, а другая — с 300 эвакуируемых, большая часть из которых погибла.

Шапошникова А. П. Летопись мужества. Всенародная помощь

По причине того, что Волхов замерзает значительно раньше Ладоги, в конце октября было принято решение перевезти грузы из Гостинополья, оказавшегося к тому же недалеко от линии фронта, в Новую Ладогу.

После того, как были перерезаны все железные и автодороги, ведущие в город, Ленинград лишился и всех проводных линий связи (они шли вдоль дорог), соединяющих его со страной.

Меры организационного характера для установления массовых воздушных перевозок в осаждённый город руководство Ленинградского фронта и руководство города предпринимало с начала сентября. Для перевозок стала использоваться базировавшаяся в Ленинграде Особая северная авиагруппа гражданского флота и включённый в её состав Особый Балтийский авиационный отряд.

Позже было увеличено число подразделений, участвующих в авиаснабжении, также для перевозок использовались тяжёлые бомбардировщики. Вначале основная часть грузов состояла из изделий промышленной и военной продукции, а с ноября основой перевозок в Ленинград стали пищевые продукты. 9 ноября вышло постановление ГКО о выделении авиации для доставки грузов в Ленинград. В октябре начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро.

Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз создавалось Управление дороги во главе с инженером первого ранга В. Г. Монаховым, которое подчинялось начальнику тыла фронта. Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тыс. человек. В декабре Красная армия отвоевала железную дорогу и, к концу месяца, после её восстановления, возобновилось движение на Волхов..

В связи с этим 1 марта в состав ВАД 102 вошли две дороги, соединявшие Ленинград с Ладожским озером и находившиеся ранее в ведении автодорожного отдела фронта. Тем не менее, с декабря 1941 года по 22 января 1942 года походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом было эвакуировано 36 тысяч человек. По маршруту вывоза людей были организованы эвакопункты: на Финляндском вокзале Ленинграда, в Ваганово, Жихареве и Волхове.

На этом эвакопункте людей пересаживали с поезда на автотранспорт и, в случае, если поезд пробыл в пути из Ленинграда до станции более полутора суток, кормили горячим обедом. Из Борисовой Гривы эвакуируемые перевозились на грузовиках и автобусах в один из эвакопунктов на другом берегу Ладожского озера: в Жихарево, Кобону или Лаврово. Там их пересаживали в поезда и дальше они следовали по железной дороге.

На пути эвакуируемых в тыл пункты питания располагались в Волхове, Тихвине, Бабаево, Череповце и Вологде. 20 февраля в составе ВАД числилось 15 168 человек, 4283 автомашины (в том числе 3632 машины автотранспортных батальонов), 136 тракторов и 537 лошадей.

Всенародная помощь

На льду было сооружено две оборонительных полосы, состоящих, в частности, из снегово-ледовых фортификационных укреплений. Для защиты трассы с воздуха в январе было задействовано шесть истребительных авиаполков. С 20 ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года эти части, обороняя дорогу, произвели 6485 самолёто-вылетов на патрулирование и перехват и приняли участие в 143 воздушных боях. В Ленинграде строились металлические баржи. Секции для них строились на ленинградских заводах.

В 1942 году для эвакуации в тыл неиспользуемого в Ленинграде железнодорожного подвижного состава и доставки грузов в город прямо в вагонах без перегрузки, была устроена паромная переправа. В связи с началом льдообразования на Ладоге 8 ноября на перевозках перестали использоваться тендеры.

Также по дну озера был проложен «кабель жизни» — несколько силовых электрических кабелей, по которым в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС. Это привело к гибели 200 человек, было потоплено или сильно повреждено 12 самоходных и 9 несамоходных судов. Летом на Ладожское озеро в дополнение к финским силам были переброшены итальянские и германские корабли. Все морские силы в целом были подчинены командиру ладожской береговой бригады полковнику финских войск Ярвинену.

В Ленинград доставлено 20 тыс. гражданских лиц и пополнение 290 тыс. военнослужащих. Грузооборот Осиновецкого порта составил в 1942 году 1 млн т сухогрузов. За время действия трассы, по ней, с восточного берега на западный, было перевезено 206 тыс. т грузов, из них 4,4 тыс. т в Шлиссельбург.

В связи с тем, что в 1943 году значительная часть грузов пошла в Ленинград по железной дороге, заметно уменьшились водные перевозки. Выход из этого положения был только один – проложить дорогу от Ленинграда до Кобоны – деревни на другом берегу Ладожского озера. Осенью эвакуированных ленинградцев переправляли на баржах.

Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Для приёма самолётов в Ленинграде были выбраны Комендантский аэродром и строящийся аэродром Смольное. Кроме того, было доставлено 12 тыс. голов крупного и мелкого скота и 4,5 тыс. лошадей. Спустя месяц после того, как Ленинград был взят в кольцо, появились первые конкретные планы по прорыву – пусть и частичному – блокады. В середине января 1942 года была расформирована 17 ОАБр и её батальоны подчинены командованию военно-автомобильной дороги.