Описание картины Марка Шагала «Я и Деревня»

Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе, во Франции. После революции Марк Шагал в 1917 году был назначен комиссаром по искусству в Витебской губернии. С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.

На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы. В сложной композиции картины заметны явные элементы кубизма, кроме того, бросается в глаза деление на секторы пересекающимися под разным углом линиями.

Выставки Марка Шагала в Беларуси

Можно сказать, что это в какой-то степени автопортрет художника, который вспоминает с благоговением годы детства. Здесь очень много противоречий, забавных и более серьёзных. На передний план работы выдвигается зелёное лицо самого живописца, который вглядывается в глаза ягнёнка, на мордочке животного можно заметить сцену дойки коровы. А сам герой, сжимая дерево, будто предаётся воспоминаниям, ностальгическим и далёким.

Гармоничное сплетение символов, фигур и мотивов представляют зрителю чудную картину, в которой много лиризма, юмористических размышлений и личных воспоминаний Марка Шагала. В 19 лет по благословению матери Фейги-Иты Марк поступил в школу известного витебского живописца Юделя Пэна, который разглядел яркий талант и предложил юноше заниматься бесплатно.

В любимом городе он основал Народное художественное училище, где преподавали Мстислав Добужинский, Иван Пуни, Ксения Богуславская, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. В этот период на родине были написаны знаменитые полотна «Над городом», «Венчание», «Прогулка»… И все же работа в училище стала для Шагала разочарованием из-за творческих разногласий с коллегами.

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды. Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах.

Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы. Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций. В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров.

В настоящее время киностудия «Беларусьфильм» снимает анимационный фильм о Шагале на основе его книги «Моя жизнь». Лента, в которой мысли, чувства и мироощущение художника переданы с помощью его картин, расскажет о важнейших событиях из витебского периода.

Единственная дочь Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд – Ида – на протяжении всей жизни была ангелом-хранителем для отца, который и запечатлевал ее в образе ангела на своих полотнах. Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником.

В то же время творческий мир Шагала неразрывно связан с миром его детства, которое прошло в еврейском квартале под Витебском. Сначала семья жила в деревянном доме, но он сгорел во время пожара и они переехали в кирпичный дом на Покровской улице неподалеку от Ильинской церкви.

Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. Осенью 1900 он поступил в городское четырёхклассное училище с ремесленным уклоном, где преуспевал только по рисованию и геометрии. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Шагал принял решение стать художником и в 1906-1907 отправился в Петербург с бумагой о коммерческих целях поездки, которая давала ему возможность получить временный вид на жительство в столице.

Настроение в цвете

Зимой 1907 Шагал пытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, но неудачно. В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт. Однако решающее значение в развитии художественного мировоззрения Шагала имело знакомство с собранием Лувра, а также с работами импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров авангарда 1900-х.

В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям. Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. В это время он познакомился с художниками Ж. Браком, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Модильяни, с поэтами Б. Сандраром и Г. Аполлинером.

Годы на родине были насыщены событиями. Художник много работал над разными интерпретациями темы Витебска, писал портреты родных и близких, автопортреты, виды города и интерьеры.

Под руководством Марка Шагала и с его участием в 1918-20 годах проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). В июне 1914 года в Берлине состоялась первая выставка Марка Шагала, которая объединила почти все написанные в Париже картины и рисунки. В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства.