На чем писали в Древнем Египте?

О том же говорится и в Берлинском медицинском папирусе. Так же как сейчас существует бумага различных видов и качества, в Египте существовали различные виды папирусов.

Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э., в античном мире появился примерно с VII века до н. э. Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. Технология изготовления папируса была примерно реконструирована во второй половине ХХ века, однако он используется преимущественно в туристической сфере для изготовления сувениров. В правом нижнем углу — изображение заготовки папируса. В древнеегипетском языке для обозначения папируса — растения и материала — использовались термины wadj (w3ḏ), tjufy (ṯwfy) или djet (ḏt); они не оказали воздействия на лексику греческого языка.

Этот же термин использовали Гомер в «Одиссее» (XXI, 391) и Эсхил («Молящие», 761). Слово «папирус», как и слово «библ», не являются греческими по происхождению, и это способствовало их смешению. Плиний утверждал, что, кроме Египта, в его время папирус встречался в Сирии и Месопотамии. В греко-римскую эпоху для письма стали употреблять тростник, это название перешло и на орудие письма — по-гречески каламос (это же слово утвердилось в арабском языке).

На чем писали в Древнем Египте?

Чернила разводили водой в пропорции 2:1. Исследованиями греческих и латинских текстов на папирусах занимается специальная историко-филологическая дисциплина — папирология. Существенным толчком к развитию папирологии стали обнаружение и публикация в 1891 году «Афинской политии» Аристотеля, считавшейся утраченной в средневековье. По мнению А. Бюлова-Якобсена, папирус не являлся эндемичным видом для долины Нила и был искусственно перенесён из Тропической Африки ещё в глубокой древности.

Стучевский И.А.Научная мысль в древнем Египте

Структура готового папируса. В. Борухович полагал, что сам Плиний вряд ли видел реальный процесс изготовления папируса и основывался на трудах Теофраста и Марка Теренция Варрона. В своём описании Плиний ставил ряд важных вопросов, в частности, о времени появления в Риме папируса как писчего материала, но его ответы обосновываются легендами.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С ПАПИРУСОМ

Плиний использовал здесь греческую терминологию: «схида» — это полоски папируса, уложенные в форме будущего листа, «скапа» — стандартный свиток. Листы склеивались в скапу так, что та сторона, где полоски волокон — филюры — идут горизонтально, заворачивалась внутрь, а сторона с вертикальными филюрами — наружу.

Археологические находки подтвердили, что в скапу действительно склеивали не более 20 листов; если же их было больше, то через каждые 20 ставился номер склейки. В целом текст Плиния содержит много неясностей. Число волокон было одинаково для всего стебля, но в корневой его части они были толще и реже расположены, а в верхушке — тоньше и плотнее, что и позволяло изготовлять различные сорта папируса.

В ХХ веке исследователи технологии папируса помимо античных источников и археологических материалов обратились к опытно-экспериментальным методам. Наиболее известными экспериментаторами были Х. Рагаб (Египет) и К. Базиле (Италия). Charta hieratica — «иератический сорт», шириной около 25 см. Использовался для изготовления особо ценных книг (в частности, религиозных, откуда и происходит название).

Этот сорт был самым светлым и тонким, и на нём писали только с одной стороны. Приведённый перечень не исчерпывает всех сортов папируса, указания на которые встречаются в античных источниках. В существующей исторической и археологической литературе встречаются противоположные мнения по вопросу о технических свойствах и сохранности папируса как письменного материала. В то же время В. Г. Борухович отмечал, что папирус не был эластичным, часто ломался, листы папирусных кодексов быстро обтрёпывались от постоянного перелистывания.

Европейские археологи познакомились с папирусами в середине XVIII века, во время раскопок одной из виллГеркуланума, где было обнаружено 1800 папирусных свитков. Цены на папирус были довольно высокими на протяжении всей античности. Некоторое представление о них можно получить на основе афинской надписи конца V века до н. э., в которой перечисляются расходы по строительству одного из сооружений Акрополя.

В IV веке до н. э. один лист папируса стоил два халка, то есть четверть обола (известно из речи Демосфена «Против Дионисодора»). В эллинистическую эпоху цены на папирус ещё более повысились, парадоксально, но пергамент стоил тогда дешевле. По-видимому, это было связано с введением монополии на производство и продажу, установленной Птолемеями. С этой монополией связано и название одного из сортов папируса — «царская харта».

Впрочем, А. Бюлов-Якобсен утверждал, что плантации папируса близ Сиракуз могли быть созданы (или воссозданы) арабами в Средние века. Самой распространённой формой книг в древности был папирусный свиток, который, по археологическим данным, господствовал до III века. По-видимому, первые кодексы сшивали из разрезанных папирусных свитков, поскольку повреждённый свиток было нельзя сворачивать и разворачивать без дальнейшего разрушения.

Именно из папирусных листов составлены древнейшие дошедшие до нас кодексы, все сохранившиеся в Египте; имеются о них упоминания и в античных источниках. Так, Кассиодор завещал своим духовным братьям по Виварию папирусный кодекс (лат.codex chartaceus), который содержал в себе весь текст Библии.

Папирус служил главным писчим материалом очень долгое время и не был окончательно вытеснен до самых поздних времён, когда для производства книг стал применяться пергамент. Завоевание Египта арабами не повлекло за собой существенных изменений в производстве этого материала. Производство папируса прекратилось в XII веке, не выдержав конкуренции нового и более дешёвого писчего материала — бумаги, на которую и перешло название папируса.

История и «этнография»

В 1987 году в Сиракузах был открыт некоммерческий Музей папируса, который первоначально представлял собой туристический объект. С 1990-х годов музей превратился в серьёзное научное учреждение, которое исследует античные образцы в кооперации с Библиотекой Александрина и Каирским музеем. Борухович В. Г. Папирусные свидетельства об организации и продаже харты в Египте времени Птолемеев // Проблемы социально-экономической истории Древнего Мира : Сборник статей.

Как создать папирусу природные условия

Египетские свитки с письменами называются папирусом. Плоды папируса, как и у злаков, — зерновки. Корневища папируса, вкусом напоминающие миндаль, Душисты и питательны. Египтяне ели их сырыми и поджаренными. Древнеегипетский барельеф, изображающий сбор папируса. Но и без семян можно размножить это «историческое» растение.

Папская канцелярия использовала папирусы вплоть до XI века: известны 23 буллы, от 849 до 1022 года, написанные на папирусах. Заросли папируса в изображении древних египтян. Листы папируса склеивали в длинные полоски и сворачивали в свитки. Сравнение отдельных предписаний, сохранившихся в медицинских папирусах, дошедших до нас, показывает, что они нередко взяты из одного и того же источника.