Культурная жизнь в России 90-х годов

Задавая тон во всех видах искусства, французская культура определяет в это время и развитие портрета. В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство, переживает упадок.

Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. Главным стержнем в истории развития портретного искусства является представление о человеке». Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство».

Второй принцип — изменение размеров из-за интеграции портрета в интерьер. Вначале портреты изготавливались небольших размеров и хранились в ящиках (мебели), затем их роль и размер увеличивались, и они становились полноценной частью декора.

Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.

Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней. Портретная скульптура Древнего царства все ещё находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции), с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.

Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Средневековый портрет в большинстве своих образцов имперсонален. На территориях Востока, (где не было Тёмных веков), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной.

Культурная жизнь в России 90-х годов

Перуанская культура индейцев мочика (I—VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами.

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Т. н. Выход из профиля в фас является композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения. В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя».

Развитие изобразительного искусства ХХ века.

В это время особенно интенсивно начинает развиваться изолированный портрет. Форму погрудного профильного портрета, существовавшего в Италии на протяжении всего XV века, обычно связывают с влиянием античных медалей. А в придворной среде североитальянских княжеств искусство поррета развивалось беспрепятственно. Феррара была центром, откуда «пизанелловская» традиция пришла в североитальянскую живопись.

Литература и искусство

Это ясно ощущаемое наличие невидимого центра, к которому обращены, который словно предстают все эти профильные портреты, звучит в них как отголосок средневековой соборности. Композиционная несамостоятельность, фрагментарность профильного портрета кватроченто сказывается и в том, что он постоянно как бы требует некоторого дополнения.

Образование и наука

В ряде случаев можно говорить и о более сложных ансамблях, в состав которых входили, кроме портретов, также символические или геральдические изображения. В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета. В различных видах также развивается тип исторического портрета. В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи.

Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину (пример — «Ночной дозор» Рембрандта).

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная репрезентативность. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям».

Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями (Розальба Каррьера) не пользуется широкой славой. К концу XVIII века о себе заявляет школа английских портретистов, дав таких мастеров первого ряда, как Джошуа Рейнольдс, Джордж Ромни, Томас Лоуренс и Томас Гейнсборо.

В их работах вновь появляется точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш).

Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности. Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись. В литературе и искусстве второй половины 60-х — конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Не без влияния Руссо в портрет попадали детали садового и паркового антуража. С именем француза Оноре Домье связано возникновение первых значительных образцов сатирического портрета в графике и скульптуре.