Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Типология храма в целом схожа с Успенским собором Киево-Печерского монастыря. Особняком стоит Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, не похожий на другие храмы того времени. Эти же архитектурные традиции продолжились и в храмах XV века, например в церкви Петра и Павла в Кожевниках. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. К XI веку относятся первые каменные постройки Новгорода.
Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.
Храмы Новгорода и Пскова
Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи. План надвратной церкви Киево-Печерской Лавры. 1108 год. Четырёхстолпный храм с примыкающей к нему лестницей. Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными.
Русское Средневековье и храмовая архитектура
Восстановленный Успенский собор Киево-Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко. В боковых нефах их настил не сохранился. Аркады в нижнем ярусе опираются на привозные мраморные колонны, позднее укреплённые кирпичной кладкой. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием.
Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения. По бокам к западной части храмов примыкали дополнительные сооружения. Два больших собора этого типа сохранились в Чернигове.
Храмовая архитектура Киева
Георгиевский Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. В их числе — княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии. Именно поэтому для него было избрано пятиглавое завершение. Иконостас храма поставлен вдоль восточной пары столбов и отделяет восточную ветвь креста, но, поскольку алтарные преграды в XII веке были невысоки, это не нарушало единства интерьера.
Она поставлена над противоположным западным углом храма. Восточные столбы, к которым примыкала довольно высокая алтарная преграда, сделаны не крещатыми (как в большинстве храмов того времени), а плоскими. Западные же столбы имеют восьмигранную форму. Благодаря этому они тоньше и не затесняют пространство наоса. На протяжении XII века в Новгороде было построено множество церквей. Восточная часть храма чаще делалась более короткой, а западная под хорами — более просторной, это выразилось в асимметрии боковых фасадов.
Что такое древнерусский художественный стиль
Близ Новгорода — церковь Спаса на Нередице (1198 год), вплоть до Великой Отечественной войны пребывавшая в прекрасной сохранности. Сильно разрушенная, она была восстановлена в послевоенные годы. Высокая центральная апсида и низкие боковые выражали снаружи крестообразность внутреннего пространства.
Собор Мирожского монастыря не имеет аналогий в домонгольской русской архитектуре. Угловые части соединены с интерьером храма низкими арочными проходами. Благодаря сильно пониженным углам, крестообразность чётко выразилась и во внешнем виде храма. Уже в процессе строительства западные углы собора были надстроены.
В настоящее время внешний облик собора сильно отличается от аутентичного. В интерьере практически целиком сохранились созданные одновременно фрески. Собор Ивановского монастыря решён принципиально иначе. Это приземистый трёхнефный храм с нартексом и хорами. Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт полагали, что строительная техника пришла в Северо-Восточную Русь из Галича благодаря союзу Юрия Долгорукого с галицким князем Владимиром.
Памятники Владимиро-Суздальской земли
Такой тип храма был широко распространён в середине XII века. В отличие от новгородских четырёхстолпных церквей, храмы обладают выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов. Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом. Уникальной чертой являются тромпы, заменившие собой паруса в основании барабана центрального купола. По версии С. В. Заграевского, собор первоначально был пятиглавым.
Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах. Центральный купол был крупнее и выше, отвечая центричному построению зданий, а также в связи со своим символическим значением. Дворцовый храм в Боголюбове сохранился фрагментарно, но известно, что его столбы имели необычную круглую форму — в виде колонн.
В его формах особенно настойчиво используется форма креста, так как храм служил местом хранения дорогой святыни — Креста-реликвария с частицей древа Креста Господня. Сохранился ряд храмов конца XII века, созданных, вероятно, одним архитектором — Петром Милонегом.
Подобное завершение имела и церковь Василия в Овруче, сохранившаяся до уровня сводов. Её восстановил А. В. Щусев, ошибочно придав сводам формы середины XII века. Уникальны две круглые башни на западных углах Васильевской церкви.
Облик храма имел трёхлопастное завершение фасадов, которое подчеркивало движение к куполу и выделяло высокие ветви креста. Притворы этих церквей не сообщались с наосом храма порталами, но полностью соединялись с его интерьером.
В отличие от большинства других построек своего времени, он имеет нартекс; первоначально собор завершался тремя куполами. И Суздальский собор, и собор Юрьева-Польского сохранили свои притворы, примыкающие с трех сторон к зданию. Своды обоих храмов обрушились в XV столетии.
Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237—1241 гг. прервало строительство во всех областях Руси, в том числе в Великом Новгороде, хотя он и не был разграблен. Новгородские храмы XIV—XV веков представляют собой особый местный вариант крестово-купольного типа. В плане это те же четырёхстолпные церкви, но с одной апсидой. Толстые квадратные в сечении столбы расставлены ближе к углам здания. Жертвенник и диаконник занимают восточные углы основного объёма храма. Необычно развиваются хоры. Уже с XII века их угловые части превращаются в замкнутые комнаты — каморы.
Их пространство целиком слито с интерьерами храмов также, как в упомянутых выше храмах Смоленска и Новгорода. В черниговском соборе это крещальня и часовня, а в Успенском храме — небольшой храм-крещальня с куполом. Это небольшие четырёхстолпные храмы с хорами и тремя высокими апсидами, завершенные одной главой (храм в Кидекше сохранился лишь частично). Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами.