«Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)»
Это прежде всего независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Хоть не теперь, а в детстве, может быть. С этой минуты между Софьей и Чацким разгорается нешуточная борьба. В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее из фамусовского общества.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться — вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Софья не хочет допустить даже возможности того, что Чацкий ее до сих пор любит: Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?
«Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)»
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, горячо целует ей руку, надеясь найти ответ на прежнее чувство, — и не находит. Чацкий терпит от Софьи холодность, пока, едко задев Молчалина, он не задел за живое и ее. Она уже, едва скрывая злость, спрашивает Чацкого: Случалось ли, чтоб вы, смеясь?
«Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину»
Каждый шаг Чацкого, почти каждое слово в пьесе тесно связано с его чувствами к Софье. Чацкий чувствует какую-то фальшь в ее поступках, которую он и пытается разгадать. Несчастный влюбленный теряется в догадках, но так и не может понять, кем занято сердце Софьи: Молчалиным или Скалозубом?
Так можно только ощущать, Когда лишаешься единственного друга. Чацкий понимает, что Софья для него потеряна навсегда. Однако именно в этом Софью нельзя упрекать.
Их старый детский роман Софья назвала «ребячеством» и даже намекнула, что «бог ее свел с Молчалиным». Да, он жалок и низок, смысл его жизни — «угождать всем людям без изъятья», но это выбор Софьи, и в финале комедии она расплатится за него сполна. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием.
Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен… Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного…» (77. А. Вяземский). Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья — та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно. И ничего неестественного, странного в этом нет. Но похвалы Софьи в адрес Молчалина зародили в душе Чацкого какие-то сомнения, и он то и дело будет возвращаться к мысли о нем как возможном сопернике.
В десятой сцене Чацкий и Молчалин оценивают друг друга. Здесь наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину. Здесь каждый вопрос — разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина. Молчалин смиренно отвечает на вопросы Чацкого: «По-прежнему-с», «Нет-с, свой талант у всех…». Но в середине диалога наступает перелом, которого Чацкий не замечает: Молчалин ведь ни в грош не ставит Чацкого.
Мы уже привыкли к мысли, что Молчалин — глупое и жалкое созданье. И вдруг: что ни реплика — то удар. И какой удар! «Жалели вас», «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?» — Можно ли Чацкого ранить больнее?
Александр Сергеевич Грибоедов
Уверенный в непогрешимости избранного им пути, он показывает себя с самой неприглядной стороны и не скрывает своего превосходства над Чацким. Первая часть диалога, когда Молчалин смиренно отвечал на вопросы Чацкого, теперь переосмысляется нами как издевательство над Чацким.
Какому уму противопоставляется в комедии глупость Молчалина? Конечно нет в нем этого ума, * Что гений для иных, а для иных чума, * Который скор, блестящ и скоро опротивит, * Который свет ругает наповал. Софья не отрицает в Молчалине ума вообще, она говорит, что у него нет «этого ума». У Молчалина нет такого ума, какой есть у Чацкого. И этого не отрицает даже Чацкий, о чем свидетельствуют две его реплики: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» и «Молча-лины блаженствуют на свете!».
Чацкого то, что он не смог поверить в очевидное: Софья любит Молчалина. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Да и Софья больше не питает к Чацкому нежных чувств. Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. Поэтому Чацкий и решил, что Софья сейчас смеялась над Молчаливым.